27 февраля 2011

Дембельский альбом

Дембельский альбом - русский Art Brut между субкультурой и книгой художника : сборник материалов и каталог выставки / сост. Михаил Карасик, Сергей Лазарев, Мария Коростелева ; оформление Михаила Карасика. - СПб. : М.К. & Хармсиздат, 2001. - 76 с. + 4 с. + вкладка : ил.




Тираж 500 экземпляров.
Выпущен к выставке "Дембельский альбом", работавшей с 6 по 30 июля 2001 года в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Петербург) в рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее".
Инвентарный номер 2269260

Содержание
Вступление
Глеб Ершов. Дембельский альбом. Сто дней до приказа
Михаил Карасик. Дембельский альбом - солдатская книга художника
Любовь Письман. Еще раз "Примитивны ли примитивы?"
                           (Публикация статьи в сети Интернет: http://www.pismanlz.ru/publikacii/publikacii-4)
Жанна Кормина. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного фольклора)
Михаил Лурье. Миру - Мир, солдату - дембель
Виктор Тихомиров. Скоро дембель! Скоро дембель!
Сергей Лазарев. Ветер ленты шелковые вьет...
Сергей Лазарев. "На побывку едет молодой моряк..."
Алексей Дмитренко. Солдатские открытки
Михаил Трофименков. Дембельский альбом русского кино
Алексей Ярополов. Музыка и армия
КАТАЛОГ
Раздел I. Дембельский альбом
Раздел II. Форменное обмундирование и знаки отличия
Раздел III. Художник и армия

Из статьи Глеба Ершова (С. 7):
"Идея проста: чтобы вещь получилась, альбом сам должен быть "дедом" - "крутым", выряженным побогаче и позатейливей, украшенным всякими армейскими фенечками, вроде стрелянных гильз, пуль, звезд, знаков отличий и др. Это коллективное творчество: один красного сукна из ленинской комнаты достал, другой переплет из старой шинели смастерил, третий за компотом художнику бегал. Уже за полгода до увольнения из армии солдат, кажется, только тем и занят, что с любовью и каким-то азартным рвением оформляет свой альбом."

Марина Колдобская. "В объятиях музы плача" в "Новом времени":
"А дембельский альбом - как-никак книга. Определенно порожденная государственным насилием. Рукописная, рукодельная и искренняя, что особенно ценно. При всей своей плебейской сути она ведет свое происхождение от дворянской культуры - сентиментальной, салонной, кружковой. У нее и содержание сентиментальное и кружковое. Как мы любили своих товарищей (о да, особенно старослужащих). Какие мы были молодцы (а куда бы вы делись). Как мы скучали по дому, маме, березке над рекой, любимой девушке (охотно верю). Как мы погуляем, когда вернемся домой (без сомнений)."
См.: http://content.mail.ru/arch/1236/86061.html

Роман Гец ("Пятница" от 25 февраля 2005 года):
"Дембельские альбомы не только позволяли молодым солдатам коротать время в полезном и интересном занятии, но и представляли собой великолепно оформленный банк данных армейской службы, эдакую иллюстрированную историю службы. В этих альбомах иногда попадаются даже секретные сведения в виде фотографий ракет, танков и военных объектов.
Альбомные листы обтягивались бархатной бумагой, сверху наклеивались вырезанные из такой же бумаги буквы. Заглавные же буквы изготавливались не только из бумаги, но и из дерева и даже тонких алюминиевых листов.
<...>
Многие в армии научились рисовать. Самым ярким местом в альбомах является калька, проложенная между листами и разрисованная карикатурами и шаржами на армейскую жизнь, друг на друга и, конечно, на командиров. Правда, большинство рисунков выполняли духи, умеющие рисовать, поэтому во многих альбомах рисунки совпадают, так как сделаны они через шаблоны, нарисованные одним человеком."

История дембельского альбома или 730-ти дням посвящается! (журнал "Фотодело" №5 за 2006 год):
"Все начиналось с того, что приобретался альбом с листами из прочного картона и разбирался. Затем каждый в несколько приемов закрашивали черной гуашью. После этого начиналась творческая работа. Макая зубную щетку в цветные краски и пользуясь ей как пульверизатором, мы наносили всевозможные узоры в произвольном порядке или через специальные трафареты. После хорошей просушки листы покрывали несколькими слоями лака. Между листами в обязательном порядке вставлялась калька, на которой делались рисунки и где друзья оставляли свои адреса и пожелания. Те же, кому посчастливилось достать разноцветную бархатную бумагу (неимоверный дефицит по тем временам), делали себе красивые аппликации. Когда внутреннее оформление было закончено, листы скреплялись самодельными латунными болтами.
Особым шиком считалось обшить ее серым сукном из офицерской шинели. … служившие на флоте обшивали альбом черным сукном."

Пару лет назад, представляя библиотечный фонд книги художника в виде небольшой экспозиции, показала несколько дембельских альбомов: их согласились предоставить на время. Там были и безумные пестрые рисунки на кальке, и обтянутые сукном крышки переплета, был и образец напечатанного в типографии альбома. К сожалению, потом альбомы пришлось вернуть владельцам.
В конце 2010 года свой альбом появился и в библиотеке.


Он был куплен на барахолке в Петербурге за 200 рублей.
Скромный образец жанра. Сделан из обычного альбома: картонные страницы с дугообразными прорезями для фотографий; обложка обтянута тканью, из цветной обычной и бархатной бумаги выполнены надписи и знак "КГБ".
Владелец служил в Краснознаменном Северо-Западном Пограничном Округе в ремонтно-строительном взводе линейным надсмотрщиком.
Все армейские снимки из альбома были вынуты. Я спросила продавца, куда они делись, и он сказал:
- А зачем они? Вы свои вставьте.
Он продавал вещь, которая еще может послужить.

 
Это первый разворот. В конце альбома вклеены "Приказ об арестовании" и рисунок с дембелем, радостно шествующем по дороге между Сестрорецком и Левашово.


Хотя дембельский альбом рассматривают в ряду девичьих альбомов и гостевых книг, его золотой век - от Хрущева до Горбачева.Дембельский альбом можно рассматривать как личную летопись на фоне армейских рукописных журналов и стенгазет в эпоху, когда распадается вера в коллективные ценности, а солдатская служба сопряжена не с опасностями и испытаниями войны и смерти, а с идеологической подготовкой бойца. Не все, кто воевал, любят рассказывать о войне, но всегда находятся рассказчики, осмысляющие опыт войны, создающие эпос о войне, рисующие ее героев, а в мирную эпоху инструментом персональной героизации вполне мог служить дембельский альбом.
[В женском восприятии проскальзывает такое понимание функции альбома:
http://shaytanova.livejournal.com/18589.html
http://chumoteka.blogspot.com/2010/02/blog-post_22.html]

О выставке дембельского альбома в Музее истории города Шлиссельбурга в 2008 году, с картинками:
http://flot.com/welfare/seacall/dmalbums.htm
"Женский", облагороженный вариант дембельского альбома для любительниц скапбукинга (кризис жанра):
http://rukinedljaskuki.blogspot.com/2009/05/blog-post_27.html
В 1990-е годы дембельский альбом сменился солдатским блокнотом? Речевой фольклор сменяет художественное творчество: http://starshinazapasa.livejournal.com/121554.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий